Не прошло и месяца после ЮАРовских, прибывает представитель инвестиционной финансовой группы Фелпс Додж. Из Америки. К нам он прибыл, поскольку у них в Фелпсе Додже был переизбыток денег и они хотели засунуть их в изучение недр Хабаровского края. И приехал он на Курунг [геол.терм.] посмотреть, во что именно засунуть. Звали его Джоном, а фамилию не помню (хотя визитка должна остаться, где-то валяется). Миллионер, кстати, живет в штате Колорадо, на ранчо. Фотки своего ранчо показывал. Оно на наш Хабаровский Дворец Профсоюзов смахивает - ступеньки такие-же, стеклянный фасад.

        И меня опять на перевод, поскольку как-то надо финансиста ублажать, коли приехал. По накатанной программе: сначала бумаги геологические ему смотреть даем (посмотреть дали - а он тут-же приспособился: разложил на столе, поставил сверху сканер на колесиках. И давай этот сканер по нашим картам ездить, елозить туда-сюда, перекачивая секретные сведения в цифровую форму), рассказываем о достижениях Артели Старателей "Амур" вообще и в области воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в частности. Затем на Улахан (там, конечно, к монитору [геол.терм.], поводить струей по пескам), Юбилейный и Рябиновый. Ну и кормили, разумеется, в столовских ВИП-пристройках, не обижали, прямо скажем. Он посмотрел, поездил, покушал и говорит: хорошая фирма, можно деньги вкладывать. Приятно! Все будем, говорит, за свои деньги делать: и зарплату платить по нашенски, по американски, и анализы проводить, и приборы геофизические купим и снабдим снаряжением, компьютерами и GPSами - они тогда в диковинку были, каждого. С вас только идеи, как и где работать (сам он предложил Кондер и район Тас-Юряха, или где захотим) и рабочую силу. Если что найдем больше 100 тонн золотых запасов, то поделим в соотношении 30% Фелпсу, а 70% - вам. То есть нам. А вдруг случиться не найдем, так и Бог с ним, денежки все равно тю-тю, уплыли.
        Ну я-то уже давно работаю в геологической службе и точно знаю, что уж 100 тонн так сразу никак не найдем. И полюбопытствовал у него (в бане, в парилке, как только вдвоем остались - парилка уже как явочная квартира стала. Пастора Шлага только не хватает, для комплекта к венику): на хрена им деньги тратить с почти известным результатам? И деньги совсем немаленькие, кто понимает. А он распарился, опаску утратил и много чего интересного рассказал, как они в прибылях остаются, тратя деньги на почти безнадежное дело. Ну это тема длинная, не к месту сейчас излагать. Суть такая - сто раз потерял, а один раз нашел - и до конца жизни пей шампанское, заедай устрицами (ну, это у них. А у нас геолог хоть что найдет - и все равно без штанов. Да чего далеко за примерами ходить - тот же Вилен Евгеньевич Крот или ГДМ, например, официальные первооткрыватели Кондера. За 70 обоим, а продолжают работать, поскольку на 2-3 тыщи пенсии не проживешь. А устрицы…устрицы совсем другие жуют). Потом уже, после традиционного ужина при свечах и представительской в гостинице, остатки в камералке, он мне это еще раз на бумаге в цифрах изложил, включая список налогов и прочих платежей. Их оказалось 37 штук разных, так он их все наизусть, до сотых процента - действительно, Финансист с большой буквы. Снимаю шляпу.

        Осталось у него одна задача - договориться с Виктором Андреевичем. Генеральным директором, Главой и Почетным Гражданином. Тут-то закавыка и приключилась, поскольку Виктор Андреевич тогда на Кондере [геол.терм.]был, а мы - на Курунге. На следующий день с утречка самолет прибывает, для перевозки Финансиста и сопровождающего Владимира Лукьяновича (плюс я, как неизбежное зло), на Кондер.
        Синее небо, не облачка. Аэродром Курунга. Самолет стоит, Ан-2 (тем, которые только на ТУ-154, поясню - это "кукурузник"). Летчики на ланч, а мы слоняемся вокруг самолета, их ждем. Тут наш Финансист вдруг меня зовет… И давай взволнованно и быстро говорить, тыча пальцем в крыло. Выясняется: самолет, по его мнению, неисправен, поскольку крыло гнется. …Ну, прогибается чуть-чуть, не без того, конечно. Оно же из дюралюминиевой рамочки, тканью обмотанной и для прочности покрашенной в зеленый цвет. Тот как услыхал про крыло, побледнел и говорит: я на этом самолете не полечу! Третье тысячелетие а у вас самолеты из тряпки!
        Давай я его уговаривать, что все летают - и ничего. Примеры приводил, к логике апеллировал: видишь, говорю, у самолета два крыла. Если даже одно оторвется, второе останется. А тот - не полечу и точка! Тут летчики подъехали, тоже в увещевание включились: мы, говорят, только семь случаев знаем, что бы самолет такого типа упал и все убились. Финансист - стеной: не полечу! Так доуговаривались до обеда. Летчики ультиматум: или летим или оставайтесь. У нас свои планы, день уходит. Дрогнул Финансист, залез в самолет…

        Прилетели на Кондер. Идем. На тротуаре встреча: Виктор Андреевич и сзади свита, человек в десять. Представляю: это такой-то, президент компании, а это такой-то, представитель финансовой группы Фелпс Додж. Руки пожали… Президент выжидательно смотрит - давай, представитель, говори чего надо. Но Финансист начал явно не с того (видимо, перенервничал при посадке в самолет). Его первая фраза дословно:
        …"НАША КОМПАНИЯ ПОЖЕРТВОВАЛА БОЛЬНЫМ ГОСПИТАЛЯ УНИВЕРСИТЕТА ШТАТА ИЛЛИНОЙС сколько-то там ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ."     Я, мягко сказать, удивился (и слов-то таких по-аглицки не знаю), но по мере сил перевожу. А тот гонит дальше: …Нами уплачен налог на использование электроэнергии по штату Колорадо на сколько-то там... В Замбии(?!) мы участвуем в программе сохранения поголовья каких-то животных, я не понял (только слона знаю - elephant... и мышь - mouse. Может, бегемотов каких?). Потом что-то про экологию понес. Опять про больных. Ну и в таком плане. Виктор Андреевич глядит в недоумении, свита на заднем плане интерес к беседе потеряла - к чему акционерам [геол.терм.] больные штата Иллинойс и Замбия? Ты, спрашивает, точно понимаешь, что он говорит? Ну-у.. да. Смысл сохранил, может какие тонкие эпитеты упустил, поскольку подсознательно настроился на разговор о геологических работах, а не больных бегемотах.
        Ну ладно, как-то переговорили… И по этому же тротуарчику сразу прошли в баню. Добрый артельский обычай - в баню. Баня и монитор - они неизменно выручают при встрече иностранных гостей... После бани - деловой ужин.

        На ужине стол 6х8 м вплотную уставлен всякими питательными и экзотическими продуктами, в частности французскими вино-коньячными. Ну а поскольку долг "транслятора" превыше всего, с тоской понимаю, что злоупотребить ими не придется. Первые тосты за мир и дружбу между народами прошли (только пригубливаю, душу надрываю), перешли ко вторым... Гляжу, а Финансист уже натостился. Ну и хорошо. Тогда не удержался и тоже французского принял, на пробу. Когда ж еще доведется?! Жить стало веселее. И английский стал понимать не в пример лучше, а говорить и вовсе замечательно, тем более завязался общий оживленный разговор.
        Наутро выяснилось, что летим все на Юбилейный, где и будут официальные переговоры. После завтрака провел с Финансистом разборку и разъяснил ему, что говорить надо: хотим вложить деньги в геологические поиски и находки, которые по братски поделим со счетом 3:7 в нашу пользу. Тот виновато смотрит, головой кивает. Вслух повторяет. Ну, вроде выучил.

        Летим обратно. Тот же Ан-2. В самолете нас трое и Виктор Андреевич. После входа в горизонтальный полет Виктор Андреевич спрашивает: О чем бы хотелось побеседовать иностранному гостю? Может, вопросы у него какие появились?
        Гостю сейчас бы самое время изложить все по порядку. Смотрю с надеждой на него: давай говори, о чем условились. А тот дулся-дулся (…но, видимо, сильно на него тряпичные крылья повлияли) и родил:
        "КАКАЯ МОЩНОСТЬ МОТОРА ЭТОГО САМОЛЕТА?"      Как вы думаете, сколько мощность мотора "кукурузника"? Вот и присутствующие не знали. Пошел Виктор Андреевич к пилотам, узнавать. Возвращается: "1000 лошадиных сил" (теперь и Вы знаете, сколько - 1000, цифра круглая, легко запомнить. Я, например, запомнил) …Еще что-нибудь? Иностранный гость к иллюминатору отвернулся, с видом "ничего меня больше не интересует, коль у вас самолеты из тряпки". Ну, нет так нет…
        Да-а-а-а, думаю, ты натуральный балбес, хоть и Финансист с большой буквы и миллионер. Миллионер Сранчо с ранчо… (а к Виктору Андреевичу Владимир Лукьянович подсел, стал выпрашивать трехкомнатную квартиру взамен двухкомнатной. По прилету из самолета вылез, весь светится - выпросил! Вот лоху американскому у кого учиться и учиться деловым переговорам… за процентами своими людей не видит - Сранчо, одним словом).

        На Юбилейном переговоры переводила появившаяся Катя, штатный артельский переводчик. В итоге отшили Фелпс Додж (а вложили они, судя по информации в деловой печати, много млн $ в Магаданскую и Приморье. Очевидно, Финансиста там на Ан-2 не возили), отпихнули протянутую руку с зажатыми долларами, о чем лично я жалею. Не удалось пососать иностранные финансовые потоки и понизить индекс Доу-Джонса. Хотя персонально мне Финансист футболку подарил. Подозреваю, что со своего плеча. Зеленая, на ней жабы нарисованы. На спине толстая жаба побольше, на груди поменьше. Я до сих пор хожу в этой футболке между жабами, когда на Курунге бываю.